Изучение проблем обучения и развития детей с аутизмом показало, что назрела необходимость пересмотра существующих ФГОС и ФОП в образовании в соответствии с социальными запросами государства, общества, родителей «особенных» детей. При разработке адаптивных образовательных программ начального общего образования для обучающихся с РАС были учтены их особые образовательные потребности, которые связаны со спецификой их восприятия окружающего мира и заключаются в следующем:
Такой подход обеспечивает вариативность содержания образования в зависимости от индивидуального потенциала развития детей с РАС. Образовательная модель подбирается под каждого учащегося в зависимости от его особенностей и потребностей. Выбор формы получения образования осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, сформулированных по результатам комплексного обследования ребёнка.
1 вариант. Пребывание и обучение в среде обычных здоровых сверстников; стандартные сроки освоения образовательной программы; организация образовательной среды с учетом особых потребностей ученика с РАС, включая специальную необходимую помощь.
2 вариант. Пребывание и обучение в среде сверстников с похожими проблемами здоровья и ограничениями возможностей; пролонгированные сроки освоения ООП; планомерная поэтапная работа специалистов по расширению жизненного опыта и социальных контактов; развитие жизненных компетенций.
3 вариант. Обязательная организация специального обучения и воспитания, ориентированного на детей с множественными нарушениями развития; уменьшена образовательная составляющая, расширено освоение жизненных компетенций.
4 вариант. Индивидуальный уровень конечного результата начального образования; обязательная индивидуальная образовательная программа в соответствии с возможностями ребёнка; исключение изоляции от образовательной системы.
Допускается сочетание различных форм получения образования (электронное обучение, дистанционные образовательные технологии) и форм обучения (очная, очно-заочная, заочная).